ниг сегодн€ много, а потому можно выбрать такие, которые будут интересны и ребЄнку, и нам самим
 ниг сегодн€ много, а потому можно выбрать такие, которые будут интересны и ребЄнку, и нам самим

¬ редакции наших чел€бинских коллег 74.RU недавно зашла речь про чтение. —начала, конечно же, каждый ударилс€ в воспоминани€, кто как подсел. «атем вы€снилось, что в нас, молодых родител€х, живЄт страх, что дети-то пойдут по кривой дорожке ютьюба. ∆урналист јртЄм  раснов, воспитывающий сына-школьника, задумалс€, как привить ему любовь к чтению.

—  огда мне было лет п€тнадцать, отец как-то психанул и воскликнул: «“ы мало читаешь!» ќн схватил с полки «“рЄх товарищей» –емарка, вручил мне, и это стало переломным моментом.  нига мне в самом деле понравилась и зародила интерес к чтению. ѕобочным эффектом, правда, стал интерес к употреблению крепких напитков, которые –емарк описывал с присущим ему мастерством (странно, что € не увлЄкс€ хромыми проститутками). » вот теперь € сам родитель и размышл€ю над теми же вопросами: « ак сделать ребЄнка читающим? » надо ли?»

ѕрежде чем судить детей, давайте признаем, что книги играют всЄ меньшую роль в нашей жизни. ≈сли у нас по€вилс€ праздный интерес ко львам, мы читаем не ћайн –ида, а смотрим крутое видео. ≈сли хотим разве€тьс€ — включаем сериал, который вр€д ли хуже бульварного чтива. ќтождествл€ть начитанность и образованность (духовность) можно лишь с массой оговорок.

Ёто мнение раздел€ет детский писатель и мать четверых детей ”ль€на Ѕисерова:

— Ќужно отбросить назидательный тон и все советские установки: мол, книга сделает вас культурным человеком, — говорит она. — «а рецептом борща мы идЄм на You“ube, за информацией — в википедию. ј дети сегодн€ загружены по маковку в школе, у репетиторов, в секци€х, на курсах английского. » если оставшиес€ пару часов они хот€т потратить на смешные видео, а не чтение занудного романа, нужно ли их винить в бездуховности?

» всЄ же интуитивно мы чувствуем, что открыть ребЄнку радость чтени€ неплохо. «ачем? я вполне представл€ю будущее, жители которого больны дислексией особого рода: они способны прочитать текст, но не воспринимают художественных образов — только протокольную конкретику: кто, куда и зачем. ј набоковска€ фраза: «... она хорошо сме€лась, словно тихо переливалась через край» — воспринимаетс€ ими буквально, будто героин€ «сжижилась» от смеха, но сделала это негромко — децибел на тридцать.

√уманитарными зомби такого рода будет легко манипулировать, как минимум, потому что их мир ограничитс€ корпоративными продуктами: сериалами, соцсет€ми, играми, виртуальной реальностью. ¬ы знали, например, что в мире растЄт число людей, которые вер€т в плоскую «емлю? Ќа You“ube есть несколько жутко убедительных передач на эту тему.

 ниги тоже бывают «ложными», но в основном их создают одиночки дл€ других одиночек, и, пройд€ сито времени, художественные тексты имеют наибольший иммунитет к заблуждени€м века.

ћоему сыну около дес€ти лет, но € продолжаю читать ему вслух.

— ћногими воспринимаетс€ это как повинность на врем€, пока ребЄнок не начнЄт читать самосто€тельно, — говорит филолог и литературный редактор Ќадежда —ухова. — Ќо в дореволюционной –оссии, например, это было одним из видов досуга, и вовсе не потому, что не было телевизора или компьютера. ’удожественные произведени€ объедин€ют людей в переживани€х. –аньше так читали целыми семь€ми.

 ниги мы с сыном выбираем по предварительному сговору: € предлагаю, он одобр€ет или не одобр€ет. ≈сли книга кажетс€ скучной — мы бросаем на полпути: так было с «ћумий “роллем» и «¬олшебником »зумрудного города». ќбе книги очень нравились мне в детстве, но сына не зацепили. «ато «ћуфта, ѕолботинка и ћохова€ борода» зашла обоим.

— Ќе обесценивайте вкусы ребенка, критику€ книги, которые ему нрав€тс€, и нав€зыва€ те, что нравились в детстве вам, — советует ”ль€на. — Ќе создавайте атмосферу экзамена, заставл€€ ребенка пересказывать сюжет или делать «нравственные выводы» из книг. » никогда не принуждайте об€зательно дочитывать нелюбимую книгу — это всЄ равно что пихать в него остывшую манную кашу.

Ћюди с педагогическим прищуром возраз€т, что, мол, книга должна развивать и учить, а не ввергать в пучину греха, как мои опыты с –емарком. Ёто верно, но всему своЄ врем€. Ќапример, мой детский интерес к чтению полностью исчез в школе из-за депрессивных русских классиков, которые нагон€ли жути и тем самым как будто множили еЄ в моей жизни.

ќтвет не должен идти раньше вопроса. ƒети не всегда озабочены проблемой маленьких людей в обществе — может быть, их больше интересует, как обустроить личную жизнь и нужно ли переживать из-за побр€кушек богатого одноклассника. я не говорю, что книги должны быть восхитительно пусты, как песни Ѕон ƒжови, но хот€ бы созвучны ребЄнку. ј то от созерцани€ ћейеровой стены вместе с умирающим от чахотки »пполитом € и сам становилс€ слегка зеленоватым.

— Ўкольна€ программа не мен€лась дес€тки лет, — рассуждает Ќадежда —ухова. — ƒети изучают литературу, написанную двести лет назад. ќна, конечно, прививает вкус и несЄт воспитательный момент, но реалии, которые ребЄнок видит в тех произведени€х, ему малопон€тны.

Ќа это наслаиваетс€ общий дефицит времени: когда смартфон требует внимани€, как новорождЄнный, даже чтение этого двухстраничного поста требует от вас неверо€тной самоотдачи.

— —лушайте, если стоит задача победить футбольную команду из соседнего двора или добитьс€ внимани€ первой красавицы в классе, ребЄнку будет не до книги, — говорит Ќадежда. — “ак же, как и взрослому, которого вот-вот увол€т с работы.

„тение лучше вплетать в образ жизни ребЄнка без карательных перегибов. ≈сли у ребЄнка по€в€тс€ любимые книги — любые — разовьЄтс€ его способность погружатьс€ в текст, что, по нынешним временам, уже достижение.

— „тение — это ведь увлекательнейшее зан€тие, кинотеатр в собственной голове, возможность прожить тыс€чу жизней, — рассуждает ”ль€на Ѕисерова. — Ёто удовольствие, а не наказание. » дети должны воспринимать его именно так.

Ќеплохо, кстати, если чтение временами перерастает в диалог, ведь люба€ книга — это не окаменевша€ груда букв, а нечто живое и спорное.

— ƒет€м поначалу трудно высказывать свои мысли и чувства, поэтому мы должны научить их этому, — говорит Ќадежда —ухова. — ¬сегда выражайте своЄ мнение о прочитанном, только делайте это ненав€зчиво. «ћен€ пр€мо воротит от этого ƒрако ћалфо€! ѕротивный тип...» — с таких фраз можно начинать чтение. »ли « ак они лихо разобрались со стражниками башни! я пр€м зауважал ‘родо».

Ќынешние дети живут среди экранов, с которых льетс€ жиденькое пюре энтертеймента, не требующее от их мозга жевательных усилий. »ногда, предлага€ книгу, € напарываюсь на фразу сына: «я уже мультик видел». » € не настаиваю, иначе у него сложитс€ впечатление, будто книги пишут по мультфильмам.

”ль€на вообще смотрит на перспективу сделать ребЄнка читающим с известным скепсисом:

—  ак сказала литературный критик √алина ёзефович, пытатьс€ заинтересовать ребенка чтением сегодн€ — всЄ равно что разводить костер в дождь. Ќе то чтобы совсем невозможно, но довольно трудно.

» тем более нелепы попытки взывать к совести ребЄнка и силком заставл€ть читать чуждые ему книги.

— «абудьте восклицани€ из серии: «Ќикак не могу усадить его за чтение!» или ««а лето всего одну книгу прочитал!», — считает Ќадежда —ухова. — ќсуждение вызывает чувство вины, и ребЄнок начинает ненавидеть чтение, потому что из развлечени€ оно превращаетс€ в об€занность.

ѕринуждение действительно не работает. ¬ детстве мен€ заставили осилить «Ѕелый клык» ƒжека Ћондона.  нига показалась мне мрачной и расплывчатой. »з всего текста в голове застр€ла единственна€ фраза: «ћ€со было вкусное, а Ѕелый клык голоден». Ќе знаю, чему она мен€ научила. ћ€со действительно бывает вкусным. “ут ƒжек Ћондон был весьма прозорлив.

¬еро€тно, нам предстоит протащить книги в жизнь ребЄнка чуть ли не контрабандой, что подразумевает гибкость подхода: может быть, сначала он увлечЄтс€ чем-то легковесным, чтобы постепенно повышать градус, как делаю € с той ремарковской поры.

¬озможно, мой подход не сработает. Ќо пока сын не против чтени€, € буду продолжать.

—  ита жалко, так что сами виноваты, — заключил он, когда мы прочитали сцену гибели команды «ѕилигрима» в «ѕ€тнадцатилетнем капитане»: лодку потопил кит, защищавший китЄнка.

» € согласен.  итобои получили по щам заслуженно.

„итают ли ваши дети книги помимо школьной программы?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, с большим удовольствием
  • “олько нескольких любимых авторов
  • »ногда под настроение
  • »сключительно из-под палки
  • ќтказываютс€ наотрез
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€